top of page
Мои статьи: Blog2
Поиск

Повторяется то, для чего нет слов


Компульсивное (навязчиво-принудительное) повторение происходит именно в той части психической истории, которая не символизирована, - в психике субъекта никак не названа. Поэтому каждый раз человек вынужден реально проживать это событие, ситуацию, вопрос, отношения, etc., т.к. нет возможности говорить об этом, проживать это в воображении, фантазировать, размышлять.


Если сравнить с процессом взросления ребёнка: сначала он кричит обо всем подряд «оптом», без разбора, но с течением месяцев, лет, постепенно и с достаточно хорошим* подходом родителей, им удаётся «уговорить» ребёнка говорить (показывать, «у-кать» в ту сторону, маяковать - как-то символизировать им о том, что ему нужно, желанно).


Когда удаётся это немыслимое, невообразимое начать воображать и называть (когда человек находит именно свой смысл этих переживаний, т.е. может связать свою рациональную и чувственную часть в них) - необходимость повторять заканчивается, она больше не нужна- для этого изобретены свои слова, символы, которые доступны сознанию и связывают психическую историю субьекта.


Пример из супружеской терапии: муж и жена любят друг друга, но очень сильно ссорятся. Он всячески доводит ее до состояния ярости, и, после скандала, перебитой посуды, а иногда ноутбуков и машин, испытывают бессилие, беспомощность, как если невозможно ничего поменять. В его детской истории он часто был в ситуации, когда его сильно и несправедливо обижали и он испытывал ярость, но был беспомощен что-либо с этим сделать. Вырос он в статусного мужчину, которому беспомощным себя чувствовать было подобно отказу от собственного дела, даже жизни, свободы. И, только когда он доводил жену до белого каления и она, в порыве чувств, агрессировала на него, был скандал, после чего она испытывала, наконец, беспомощность, которую, пусть таким обходным путём - «через неё», но мог прожить он. Так длилось много лет, когда другой (в данном случае жена) использовался как костыль, инструмент для того, чтобы человек проживал свою историю. Так он мог почувствовать беспомощную, отщеплённую, но при этом не менее СВОЮ, т.е. !жизненноважную часть психики. Ни понять, ни говорить, ни даже соприкоснуться с этим в воображаемом, он не мог. Постепенно, рассказалась история, высвободились чувства, параллельно появлялись слова, связывающие его зашкаливающие эмоции. Оказалось, что его ярость не такая разрушительная, как ему казалось, а беспомощность - одно из переживаний, которое тяжёлое, но его можно выносить, не разрушаясь. И, эти чувства можно чувствовать, они не уничтожат, и о них - можно говорить.


Это один из бесчисленных примеров хитростей психики: пример проживания своей несимволизированной, неосознанной части психической жизни через другого человека, используя его в виде «проживателя» собственных неприемлемых чувств, а также выхода из такого деструктивного бессознательного супружеского сговора и, как следствие, переход к более благоприятному решению.


*использую концепцию «достаточно хорошей матери» Винникотта


Comments


bottom of page