top of page
Мои статьи: Blog2
Поиск

Горевать, чтобы отпустить...чтобы пойти дальше


Для того, чтобы пойти по жизни дальше - необходимо проститься с прежним, отпустить прошлое, как обычно принято говорить. Так и есть: чтобы мочь во что-то инвестировать снова, для начала нужно изъять собственные инвестиции оттуда, где они уже не актуальны, «забрать их себе», переварить прошлый опыт и тогда инвестировать в следующее (человека, процесс, дело, что угодно).

Этот пост о меланхолии, депрессии. Я не буду о латыни и диагностических категориях, обычно все вокруг итак более чем осведомлены и напуганы процессом, который как-будто совершенно неподвластен сознанию человека, и от этого ещё более мистичен: «только бы не свалиться в депрессию», «боюсь, что не смогу выбраться» и т.д. Так почему же иногда не получается отпустить? Отгоревать? «Похоронить», (!ни в коем случае не забыть) реально ушедших любимых людей, идеи, предыдущие отношения, статус на работе, отношения с родной страной/городом при переезде и т.д. форма не важна - важна суть. Если это переживается, как потеря- даже если другим так не кажется- это она и есть для конкретно этой психики. И, если вы не увАжите это и попытаетесь проскочить- знайте, чудес не бывает, и, отгоревать прийдется. Ну, или же, тратить ресурс на психическое удержание всех «неотгореванных» событий. Что, конечно, тоже вариант и личный выбор, но он затратен и ресурс- конечен.

Пережив болезненные «похороны», траур, пройдя процесс горевания появляется возможность трансформировать себя и загрузки своего психического ресурса, чтобы высвободить его для жизни дальше. Или, без возможности зайти в горевание - стать вечноскорбящим*, - постепенно умирать, как это происходит при депрессии (или частой в сегодняшнем мире фоновой депрессии - тревоге, экстриму на грани, почти убиванию себя в любом деле, опустошению чувственной жизни и т.д).

Немного об этой чёрной затягивающей дыре, бездонной норе, царству страдания человеческого:

Во-первых, хочется сказать, что абсолютно у каждого есть меланхолическое/депрессивное ядро. То есть то, каким образом в своей истории человек проживал утраты, горе, потерю. И это не про абсолютные величины, но про относительные: не имеет значения, это были утраты реальных близких людей или потеря какого-то ценного в тот момент времени аспекта отношений, даже, быть может, потеря игрушечного мишки, но которую ребёнок мог воспринять травматически.

Важно, каким образом он это переживал, в зависимости от 1) поддержки окружения и 2) собственной способности пережить эту травму (то есть смог ли из предыдущего состояния, «перековылять» в следующее, печалиться, но потом трансформироваться постепенно в более зрелое психически существо.

Например, жизненная ситуация: ребёнок теряет любимого близкого человека, безусловно, очень страдает, но- вокруг него есть по-настоящему любящее, понимающее, поддерживающее окружение, и ребёнок может воспринимать их поддержку. Тогда, эта, казалось бы, непереносимая травма, становится проживаемой. Более того, у ребёнка появляется опыт горевания- проживания потери. Объективно, утраты встречаются в жизни каждого, но вот проживать их, здорОво отгоревать их умеет далеко не каждый, и, как правило, этому научает семья: как окружение умеет справиться и пережить потерю, так и ребёнку будет транслироваться этот процесс. Если в семьях скрывают, обходят, игнорируют, как иногда кажется родителям, что они придумают- не скажут о потере близких, и ребёнок, как-будто, защищён. Это не так: ребёнок часть семейного контекста, он бессознательно вовлечён в происходящее, хотят этого взрослые или нет. К сожалению именно у таких детей часто и бывают проблемы, когда они, вырастая, даже и не знают по какому поводу они страдают, будто горюют всю жизнь, а вроде бы и не с чего - испытывают постоянно угнетенное или тревожное состояние, без возможности вспомнить, что же такое стряслось, потеря кого или чего стало причиной их траурной вуали, которую невозможно сбросить с себя, так как невозможно ни вспомнить, ни осознать.

Но - можно. Так что отчаиваться не стоит. Но да, этим нужно заняться. Этому нужно уделить время и разобраться. Истории всплывают и связывают смысл актуального страдания с фактами из прошлого, даже если они реконструированы в искусственной среде, в психоаналитическом кабинете.

И, чтобы не было иллюзий- легче сразу не станет. Это не про инсайт, уж точно не про один. Здесь работа о другом, и, не такая быстрая, и понадобится какое-то количество качественно проведённого времени и инсайтОВ, чтобы стало легче. Но, наконец, то, что было невозможно даже помыслить, и, как следствие, зайти в горевание, чтобы смочь пройти это и пойти дальше, становится доступным. И, появляется возможность говорить о своей грусти, беспомощности, вине, отчаянии, всех тех чувствах, сопряжённых с потерей. Открывается возможность запустить работу печали, траура, по реально ушедшим близким, или иногда потери работы или переезду из другого города, разводу и т.д.- любого события, отразившегося в душевной жизни человека как травма потери, утраты.

* использую концепт «вечноскорбящих» Вамика Волкана * фото из фильма «Северный ветер» Ренаты Литвиновой, где меланхолия/депрессия продемонстрирована во всей красе

bottom of page